15 аркан «Животное начало»

15 аркан «Животное начало»
14 сен

15 аркан «Животное начало». Научно-популярный ракурс

 

Представим мозг человека, который решает три базовые глобальные задачи: выжить, размножится и занять место в стае. Эти три инстинкта относятся к животному началу, и вокруг них в той или иной степени «вертится» интерес и активность человека. Эта база – это рептильный мозг, который достался нам от всяких ящеров и лимбическая система, которая досталась от млекопитающих. Все вместе это подкорка.

 

В зависимости от текущей социально-культурной сетки эти три вектора могут как-то преломляться, то есть как-то оформляться тем что «принято» и «не принято», то что «можно» и «нельзя», «модно» и «не модно» и т.д. Эта надстройка уже «человеческая», так как относится к речи, у животных нет коры и нет языка. Мы своего рода говорящие обезьяны. Эта часть мозга называется корой и неокортексом, здесь находятся «слова», «речь», «языковые смыслы», «речевые дискурсы», «тематика внутреннего диалога», и то, про что говорят «я», так как «я» как текущая личность создается словами, мы знаем, что мы есть, так как сами себе про себя внутри головы рассказываем разные истории. Человеческая «культура» существует благодаря языку, именно им кодируются разные смыслы и «мораль» и передаются от поколения к поколению мифы, сказки, легенды, предания, традиции, и т.д., Это как истории-пояснения о том, кто «мы» и кто «другие».

Вес мозга человека по разным данным примерно от 1,1 до 2,0 кг. Толщина коры 2 мм (6 слоев), площадь - 220 кв.см. Представим небольшой носовой платок, наброшенный сверху на шар весом 1,1-2,0 кг. То есть кора занимает в общем весе очень небольшой процент.

 

 

Теперь представим, что в одном помещение заперты: 1 - огромный ящер, который не понимает слов, и хочет только выживать и размножаться; 2 - потом средних размеров горилла, которая хочется занять место в стае, желательно не самое плохое, и как-то расположить к себе других своих сородичей; 3 -и третий и самый молодой участник этого мысленного эксперимента - это маленький худенький «умник», который единственный тут умеет говорить, и выполняет как бы тормозящую функцию в отношении двух других своих «сотоварищей», он же отвечает за долгосрочное планирование и способность «видеть» последствия поступков. То есть примерно 3% мозга должны как-то научиться тормозить остальные 97%, и не просто тормозить, так как силы не равны и подавить не получиться, а тормозить и перераспределять 97-ти % -ные мощности в другое русло если надо или же, наоборот, давать добро, на привычную активность.

У каждого человека какой-то « участник» может как-то доминировать, а например какой-то другой быть относительно спокойным. Отсюда есть люди более тревожные и наоборот более рисковые, более занудные или менее внимательные к деталям, люди более склонные к гедонизму и наоборот более сдержанные, более эпатажные или наоборот скрытные, люди более и менее социально ориентированные, люди любящие власть или наоборот относящиеся к ней ровно и т.д.

Странно ли что у человека много проблем, если мозг представить как такую разношёрстную компанию. У большинства кора -«умник» просто забалтывает возникающие импульсы и последствия проделок Годзиллы и Гориллы, отсюда нескончаемый внутренний диалог. Еще как вариант, «животное начало» просто запугано страхом, и хоть как-то подчиняется, так как боится изгнания из стаи. Представим себе человека полного противоречий, снизу его распирают три древних инстинкта, сверху давит «плита» морали, все это кипит и бурлит, наталкивается на препятствия, при этом нужно еще как-то функционировать в социуме и не получать «на орехи». Если человек не информирован о тех процессах, которые протекают в мозге, то он не может собой эффективно управлять, и в таком случае «умник»-кора просто как бы волочиться следом за «подкоркой», постоянно что-то говоря или пытается их задавить, но силы не равны. Поэтому важно быть информированным о том, как работает мозг и то, на какие кнопки там можно и нужно наживать, чтобы вся эта тройка игроков двигалась куда надо, желательно без драк и ссор между собой.

 

В общепринятых практиках по духовному развитию самое популярное место занимают практики по расслаблению и тренировке тела, дыхательные упражнения, практики связанные с концентрацией внимания. Весь подобный комплекс инструментов относится к управлению рептильным мозгом. Это важная часть, но это еще не все. Есть еще лимбическая система (она про человека как агента социальных отношений ) и есть еще кора (она как раз про интеллект, информированность, умение тормозить и стратегию). Важно иметь разный инструмент, который охватывал бы разные уровни поведения.

 

 

Источники:
* В.Р. Дольник. «Непослушное дитя биосферы. Беседы о поведении человека в компании птиц, зверей и детей»
* А.В. Курпатов «Троица»

 

 

От  F. Прочитано 194 раз
Поделиться
0.0/5 из 0 отзыва(-ов)

Дополнительно

..%
No description
  • Size:
  • Type:
  • Preview: