“Никто нас не спасает, кроме нас самих, никто не вправе и никому не по силам сделать это. Мы сами должны пройти по пути, но слова Будды явственно укажут его” — Сиддхартха Гаутама (Будда)
Буддизм. Простым языком о традициях
Буддизм — это одна из крупнейших мировых религий, которая зародилась в Древней Индии и широко распространилась по странам Азии. При этом буддизм отличается от других религий тем, что это не вероисповедание, а древнеиндийское учение Будды о том, как человеку выйти из состояния страдания и обрести спасение от постоянных перерождений.
Фактически, Будда описал саму суть жизни — как страдание вследствие эгоцентризма и заботы о своем “Я”. Следуя за своими интересами и жалея себя, человек поддается желаниям и эмоциям, что порождают страдания сейчас или страдания в будущем. И весь мир находится в бесконечном цикле перерождений, где всё наполнено страданиями — Сансаре. Выйти из состояния страдания можно лишь посредством осознания реальности и избавления от мешающих чувств. На этом пути нужно принять 4 истины и следовать им:
- Нужно принять, что жизнь каждого полна страданий
- Нужно понять, что причина страданий — в жажде — то есть в желаниях, что порождаются собственными интересами и эмоциями
- Чтобы избавиться от страданий — нужно устранить жажду
- Чтобы устранить жажду, нужно добиться полной осознанности и устранить мешающие эмоции
Учение сформировал Сиддхартха Гаутама, или Будда Шакьямуни, еще в 6 веке до нашей эры. На сейчас Буддизм включает в себя несколько традиций, основанных на учениях Будды и их интерпретациях, это:
- Хинаяна (Малая Колесница)
- Махаяна (Великая Колесница)
- Ваджраяна (Алмазная Колесница)
Эти традиции имеют единую основу, но весомо отличаются по методам достижения освобождения от страданий и некоторым важнейшим моментам.
Традиции Буддизма
Хинаяна — это личное и внутреннее. Она ведет к спасению каждым человеком самого себя и не предполагает спасения других. В Хинаяне выделяются мешающие эмоции и для освобождения необходимо отречься и отстраниться от них. Это состояние победы, когда нет эмоций и нет ощущения боли, разум пуст и умиротворен. Зачастую это требует одиночества и довольствования малым, минимальных действий и активности, чтобы не навредить другим. Достигая победы над эмоциями, отрывается следующий путь — путь Махаяны, когда пробуждается сострадание и желание помочь другим.
Махаяна — это уже амбициозный вариант как стремление самому стать Буддой и спасать других. Это максимум любви и сочувствия, помощи и пользы другим. Следующих по этому пути называют Бодхисаттва, что подразумевает конечной точкой идеальное состояние — совершенство, обладающее великим умом и великим состраданием, владеющим запредельной мудростью и знанием о природе реальности. Единственной абсолютной реальностью же является пустота. Всё существующее – это пустота и не имеет собственной природы, как и сам человек, а является формой проекции и явлениями в пустоте. А Будда — это аспект реальности и источник всего существующего. Путь Бодхисаттвы более обширен в духовных практиках, чем Хинаяна, и Махаяна включает несколько направлений с самыми разнообразными духовными практиками. Так, в Махаяне внимательно рассматривается состояние человека при жизни и при смерти, осваиваются контакты с множеством просветленных бодхисаттв, обитающих вне физических тел на небесах и имеющих много имен и много проявлений.
И третья традиция буддизма Ваджраяна — это эзотерическая традиция на базе Махаяны. В ее основе – мистический опыт с пограничными состояниями, что ведут к просветлению и быстрому освобождению в этой жизни. Ваджраяна вобрала в себя элементы и индуизма, и местных верований, создав пантеон, населённый богами и сверхъестественными существами из нескольких религий. Здесь считается, что изначально всё чисто и человек просто не постиг эту чистоту и воспринимает всё как Сансару. Для постижения задействуются эзотерические инструменты и практики, а каждое состояние и каждая эмоция рассматривается как ресурс энергии, что можно использовать в духовных целях.
Так, буддизм включает в себя 3 традиции, где каждая — это свое особое мировоззрение и особенный путь достижения успокоения. Ментальная практика позволяет соприкасаться с Каналом Буддизма по всем тремя традициям и работать с энергиями и качествами для эволюции себя и других людей.